1.1.
Методика и технология
обучения по УМК
Л.С. Хижняковой и А.А.
Синявиной «Физика. 7 класс»
В 2011-2012 учебном году издательство
«Вентана-Граф» выделило
экспериментальную площадку для апробации
УМК Л.С. Хижняковой и А.А.
Синявиной «Физика. 7класс». В программное содержание учебника «Физика -7» авторы
внесли принципиально новый подход: вся механика в полном объёме
изучается в 7 классе (Плохо это или хорошо? Я думаю покажет время.)
В комплект УМК входят: учебник, 2 рабочие
тетради на печатной основе (1 и 2 часть), тетрадь для лабораторных работ и
книга для учителя «Методика и технология обучения», в которой к каждому
параграфу учебника составлены технологические карты основных этапов урока, его
содержание, средства и методы обучения.
Хочется
отметить, что задания из рабочей тетради дополняют задания учебника и позволяют
учащимся осуществлять учебную деятельность разного уровня сложности. В рабочих
тетрадях на печатной основе есть задания для подготовки к контрольной работе,
по структуре и содержанию аналогичные заданиям для контроля. Понять на сколько
практичен в эксплуатации данный УМК будет возможно после завершения апробации
учебников 7-9 классов.
1.2. ЭФУ и электронные пособия результаты
апробации
Использование
электронных ресурсов на уроках физики я начала с 2006
года, когда в школе появились не только компьютеры, но и проекторы, в
тот момент моей основной задачей было найди диски наглядных пособий к урокам
физики, содержащие действительно нужный учебный материал.
В
2010 году мне попали в руки «Электронные приложения к учебнику В.В. Белаги,
И.А.Ломаченкова, Ю.А. Панебратцева Физика. 7,8,9 класс », я была в восторге,
это было великолепное современное методическое пополнение кабинета физики.
В 2011 году у меня появилась новая
возможность – в мой кабинет дали 13 ноутбуков, монитор и подвели точку
интернет. Использование электронных ресурсов стало разнообразным и
многогранным.
В 2014-2015 учебном году, являясь пользователем проекта «Школа цифрового века» издательского дома «Первое
сентября», приняла участие в апробации электронных учебников издательства
«Просвещение» с 15 апреля по 31 мая 2015 года.
2015 год для физиков, работающих
в 7 классах - это переход на ФГОС, мне
опять повезло: в сентябре 2015 я обнаружила, что к учебнику А.В. Перышкина издательство «Дрофа» предлагает
ЭФУ (электронные формы учебника).
Что такое
ЭФУ?
ЭФУ
(электронная форма учебника) – это электронное издание, соответствующее по
структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника и
содержащее мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и
дополняющие содержание учебника (определение МОН РФ по Приказу от 8 декабря
2014 г. № 1559).
Для
работы с ЭФУ достаточно обладать умениями обычного пользователя компьютера, и
умения работы в сети Интернет.
Электронный
учебник является новой формой учебника, которая имеет больше возможностей для
организации образовательного процесса и может использоваться в качестве не
только источника информации, но и инструмента для выполнения практических, лабораторных
работ, письменных заданий, наблюдения за различными процессами и является
хорошим дополнением при выполнении домашней работы. При работе с электронным
учебником учитель может предлагать задания, которые обычно даются и при работе
с обычным бумажным учебником. Современные устройства, используемые для
воспроизведения электронных учебников, позволяют не только просматривать
информацию, но и писать на экране. Таким образом, все те приемы, которые
использовались при работе с печатным учебником, можно применять и в электронной
форме, расширяя их новыми, с учетом программных средств и технологических
возможностей электронного учебника. Расширение
ресурсов печатного учебника мультимедийными и интерактивными элементами,
тестами и виртуальными лабораториями создает все условия для индивидуализации
процесса обучения. Важно понимать, что учитель использует электронные
образовательные ресурсы (ЭОР) не просто для демонстрации иллюстративного
материала, а для активной познавательной деятельности, создания учебного продукта
вместе с учениками.
Я думаю,
что за ЭФУ (электронная форма учебника) будущее.
Первые
выводы:
1. ЭФУ неоходим современной
школе, но он не должен заменять учителя.
2. Хотелось бы иметь
побольше видео материала с живым экспериментом и реальным оборудованием, а не
интерактивными картинками.
3. На мой взгляд, глава «Лабораторные работы» следует доработки:
- Необходимо добавить пробные
интерактивные лабораторные работы;
- Таблицы для заполнения
результатов сделать активными,
- Неплохо бы, чтобы была
проверка работ обучающихся, с
занесением оценки в электронный журнал учителя.