Работа по модифицированной
программе А.Е. Гуревича ведется мною с 1996 года. Пропедевтический курс по
программе «Физика и химия» А.Е.Гуревича
рассчитан на 2 часа в неделю в течение 2 лет, я преподаю 1 час в
неделю.
Как любой пропедевтический курс
«физика 5-6 класс» даёт возможность, как можно раньше познакомить ребят с
явлениями окружающего мира. Программа составлена в нетрадиционной форме, то
есть знакомство с физическими явлениями осуществляется через наблюдение и
эксперимент, поэтому курс обогащен лабораторно-практическими работами и
изготовлением ряда простейших опытов и самодельных приборов.
Наблюдения показывают, что учащиеся в целом с интересом относятся к
изучению данного предмета, особенно они активны при выполнении
лабораторно-практических работ. Опросы и результаты контроля убеждают, что учебный материал доступен для
понимания учащимися. Сравнивая показатели успеваемости учащихся в классах,
приступивших к изучению физики с 5
класса, и без пропедевтики, можно увидеть, что показатели успеваемости по
данному предмету в 7 классе выше у изучавших курс, чем у сверстников. Поэтому администрация школы находит возможность давать часы для пропедевтического курса.
Так как количество часов очень небольшое, то при реализации данной
программы учитель неизбежно сталкивается с необходимостью отказаться от
традиционного подхода в обучении, когда главными источниками информации
является учитель и учебник, где ученику лишь только предоставляется возможность
запоминать и воспроизводить полученные знания. В настоящее время современная
педагогика требует от учителя умения создать ситуацию, в которой ученик
становится субъектом процесса обучения, самостоятельно и осознанно приобретает
знания из различных источников: собственного жизненного опыта, из книги,
специально поставленного эксперимента, СМИ, интернет, беседы с
заинтересованными лицами. Совокупность приёмов и действий, учащихся в их
определённой последовательности для достижения поставленной задачи и решение
определённых проблем значимых для учащихся и оформление результата в виде
некоторого конечного продукта позволяет применять метод проектов, который
успешно используется на уроках и при подготовке учащимися к урокам.
Можно
отметить, что программой не предусмотрено
обязательное домашнее задание, учащиеся могут его выполнять по желанию,
оно чаще всего ориентированно на опережающее обучение или на выполнение заданий
творческого характера.